УТЗиСЗ

Исчисление пенсий

В соответствии со статьей 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку (статьи 57, 58 и 70  Закона), который граждане получали перед обращением за пенсией.

 При этом заработок не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70  Закона), в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процентов.  Заработок в пределах от 130 до 400 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13  Закона), – в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

 В связи с ростом средней заработной платы работников в республике при назначении трудовых пенсий производится корректировка фактического заработка. Указанная корректировка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Для исчисления пенсии применяется заработок, ограниченный  по правилам статьи 56 Закона.

 Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде  и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде.

Согласно статье 57 в 2015 году  трудовая  пенсия  исчислялась  из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы.  Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивался ежегодно  на один год до фактически имеющегося у  лица, обратившегося  за пенсией, стажа работы. При этом периоды, предусмотренные в части второй статьи 51 Закона (периоды обучения, получения пособия по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, получения пособия по  безработице и др.)  учитываются  при исчислении пенсии при условии, что они не   совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных  страховых взносов в бюджет фонда.

С 1 января 2025 г. исчисление пенсии производится из откорректированного фактического заработка за последние 30 лет подряд работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы.

 Справочно:  если у лица, обратившегося за назначением пенсии в 2025 году, отсутствовали перерывы в работе, то для расчета индивидуального коэффициента будет  учитываться  заработок  с 1995 года.

 Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала.

 Исходя из размера минимальной пенсии по возрасту определяются минимальные пенсии  по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, а также размеры надбавок и повышений к пенсиям.

 К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, производится доплата в размере 20 процентов средней заработной платы, применяемой при перерасчете трудовых пенсий.

Справочно: с 1 февраля  2025 г. для расчета минимальной пенсии по возрасту используется  величина бюджета прожиточного минимума   равная   447,64  руб. Минимальный размер пенсии по возрасту составляет  111,91 руб. При назначении и перерасчете трудовых пенсий применяется  средняя заработная плата работников  1926,72   руб. Доплата к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, составляет 385,34 руб. (20%*1926,72=385,34). Таким образом, минимальный  размер пенсии по возрасту с учетом доплаты к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, составляет  497,25 руб. (111,91+385,34=497,25).

   В соответствии со статьей 23 лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35/30 лет на один процент среднемесячного заработка, откорректированного в соответствии со статьей 56 Закона (далее – среднемесячного заработка пенсионера),  но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а для лиц, имеющих стаж работы 45 лет  у мужчин и 40 лет у женщин, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается, начиная с 26/21 года стажа работы (у мужчин и женщин соответственно). Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

   Справочно: в настоящее время при назначении и перерасчете трудовых пенсий применяется средняя заработная плата работников  1926,72 руб. Минимальный размер увеличения за каждый полный год стажа работы сверх 35/ 30 лет, а при стаже работы 45/40 лет (у мужчин и женщин соответственно) сверх 20/25 лет, составляет  13,49 руб. (1926,72*0,7% =13,49).    

   

  

 

 

 

Структура управления

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ПРУЖАНСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Пружанского районного исполнительного комитета (далее – управление) – Матвиенко Виталий Иванович, тел. +375 1632 9 01 22.

Структура 
Управления по труду, занятости и 
социальной защите Пружанского райисполкома


Выплата пенсий

Выплата пенсий.

Глава государства 29 октября 2024 г. подписал Указ № 402
«О социальной поддержке»    

Указом предусматривается расширение категорий граждан для получения пенсии на почте

С 1 июля 2024 г. пенсии в г. Минке, городах областного подчинения и районных центрах выплачиваются в основном через банки. Право при желании получать пенсию через почту сохранено только для пенсионеров старше 70 лет, инвалидов 1 и 2 группы, граждан, не имеющих паспорта по религиозным убеждениям (со специальным заключением о подтверждении личности). Правила выплаты не менялись также для пенсионеров, проживающих в сельской местности.

Указом введены дополнительные категории пенсионеров, которые могут получать пенсионные выплаты на почте (в том числе с доставкой на дом):

  • инвалиды 3 группы;
  • лица с ограниченной способностью к самостоятельному передвижению (функциональный класс 3 и выше);
  • осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и получающие пособие по уходу за этим ребенком-инвалидом;
  • зарегистрированные по месту жительства в одном жилом помещении с инвалидом 1 группы, получающим пенсию через объект почтовой связи;
  • пенсионеры, достигающие 70-летнего возраста до 1 января 2025 г.

Другие категории пенсионеров также смогут при желании перевести выплату пенсии с банка на почту при условии оплаты услуг почты
по выплате пенсии за счет собственных средств (по установленным тарифам).

 

О выплате пенсий через банки с использованием

                                                                                                           базовых счетов

 С 1 июля 2022 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2021 г. N 363 "О текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания" (далее - Указ).

 В соответствии с Указом с 1 июля 2025 г. гражданам, обязанным в соответствии со статьёй 83 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» получать пенсию через учреждения банков, а также самостоятельно изъявившим такое желание,  выплата пенсии будет осуществляться только на базовый счет.

 Базовые счета - это текущие (расчетные) банковские счета в белорусских рублях, с владельцев которых не взимается вознаграждение (плата) за осуществление на территории Республики Беларусь и в национальном сегменте глобальной компьютерной сети Интернет операций, включаемых в базовые условия обслуживания. Указанные счета открываются для получения гражданами выплат социального характера, в том числе и пенсий.

 В настоящее время базовые счета открывают следующие банки: ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Банк Дабрабыт», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Сбер Банк», ОАО «Приорбанк» и ОАО «Белвнешэкономбанк». В последующем перечень банков может быть расширен, так как право открывать базовые счета имеют банки, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь.

 Учитывая данные изменения, в целях обеспечения непрерывной выплаты пенсии, рекомендуем всем получателям пенсий, кто еще не открыл базовый счет, уже сейчас обратиться в банк, не дожидаясь 1 июля 2025 г.

С 1 июля 2025 г. при отсутствии волеизъявления пенсионера (получателя социальной выплаты) о получении пенсии (иной социальной выплаты) на базовый счет выплата пенсии (иной социальной выплаты)  будет осуществляться иными способами, предусмотренными Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»: через объекты почтовой связи национального оператора почтовой связи.

 

 

К сведению работодателей

О порядке применения пенсионного законодательства

         C 4 августа 2019 г. вступило в силу постановление Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. №35 «О порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий», которым утверждена соответствующая Инструкция.

         Инструкцией о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий (далее – Инструкция) комплексно регулируются организационно-технические правоотношения в области пенсионного обеспечения.

         До вступления в силу Инструкции эти вопросы регулировались Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении»,  Инструкцией о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, Методическими  рекомендациями  по организации  на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий.  С 04.08.2019 данные нормативные правовые акты утратили силу.

         

Об ответственности работодателей

         Согласно  Указу  Президента Республики  Беларусь от     16 января 2012 г. № 35 «О повышении пенсий»  с 1 января 2012 г.  установлены доплаты к пенсиям  постоянно проживающих в Республике  Беларусь неработающих  получателей  пенсий, достигших 75-летнего и 80-летнего возраста.

         Статья 93 Закона обязывает работодателя при приеме пенсионера на работу   известить об этом в 5-дневный срок   орган,  выплачивающий пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются  в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению  в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц.

         В  соответствии со статьей 76 Закона работодатели  обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы,  заработке и о   результатах аттестации  рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в  районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите. 

         Работодатели  несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным  и неполным  оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. 

         Статьей 9.14 Кодекса  Республики  Беларусь  об административных правонарушениях  предусмотрено  наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин за нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом  работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо за представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения. 

КОНТРОЛЬНАЯ (НАДЗОРНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В целях осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.01.2019 № 3 утверждена форма контрольных списков вопросов (чек-листов).