О демографической ситуации в районе
Численность населения Пружанского района на 1 января 2023 года составила 42330 человек, в том числе:
г. Пружаны - 19064 чел.,
г.п. Ружаны - 2808 чел.,
г.п. Шерешево - 1514 чел.,
сельская местность - 18944 чел.
Социальное партнерство
Осуществление в республике экономических и социальных преобразований может быть успешным только в условиях социального мира, согласования позиций и учета интересов различных слоев общества, их взаимного отказа от конфронтации и социальных конфликтов. В этих целях в республике создана и постоянно совершенствуется система социального партнерства.
Основные формы и методы взаимодействия профсоюзов, нанимателей и органов государственного управления включают: создание и деятельность трехсторонних консультативных органов; ведение коллективных переговоров по заключению коллективных договоров, соглашений; создание и совершенствование нормативной правовой базы; проведение консультаций, семинаров, конференций; систему разрешения коллективных трудовых споров и т.д.
Правовое регулирование социального партнерства создает условия для развития в республике социального диалога.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы социального партнерства, являются:
Конституция Республики Беларусь (статья 14);
Трудовой кодекс Республики Беларусь (IV раздел «Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений»);
Указ Президента Республики Беларусь от 15.07.1995 № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь»;
Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.1999 № 252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам»;
Указ Президента Республики Беларусь от 19.07.2005 № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;
Указ Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»;
Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2013 № 320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных трудовых споров;
Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах»;
Закон Республики Беларусь «Об охране труда»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2012 № 169 «Об утверждении Типового положения об отраслевом, территориальном (областном, городском, районном) совете по трудовым и социальным вопросам»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2009 № 193 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2015 № 674) «О регламенте Совета Министров Республики Беларусь»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.10.2013 № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке учета возникших коллективных трудовых споров и созданных трудовых арбитражей».
Действующее в республике законодательство о социальном партнерстве позволяет предусматривать для работников дополнительные льготы и гарантии посредством включения конкретных положений в соглашения и коллективные договоры.
В республике активно осуществляют свою деятельность советы по трудовым и социальным вопросам, созданные на отраслевом, территориальном (областном, городском, районном) уровнях.
На республиканском уровне взаимодействие Правительства, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов осуществляется в рамках Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
Важным звеном в системе социального партнерства являются тарифные (отраслевые) соглашения между соответствующими объединениями профсоюзов и нанимателей, а также соответствующими республиканскими органами государственного управления.
В организациях Пружанского района на 01.01.2025 действует 116 коллективных договоров.
О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 2024 Г. № 80
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь письмом от 30.12.2024 № 5-2-10/7678 разъяснило порядок применения норм постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2024 г. № 80 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 июля 2014 г. № 70», которым в новой редакции изложена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие).
Статьей 99 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) предусмотрена возможность устанавливать работникам компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие).
При направлении работников за пределы места нахождения нанимателя способ организации выполнения работы (оформление служебной командировки либо установление подвижного или разъездного характера работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие)) наниматель определяет самостоятельно в зависимости от характера работы.
С 17 ноября 2024 г. вступило в силу постановление № 80 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 июля 2014 г. № 70», которым в новой редакции изложена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (Инструкция).
Изменения произведены с учетом практики реализации норм Инструкции.
1. Компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (далее – компенсация).
Перечни профессий рабочих (должностей служащих), по которым устанавливаются компенсации, предусматриваются нанимателем в локальном правовом акте.
Также в локальном правовом акте определяется и устанавливается нанимателем конкретный размер таких компенсаций. При этом сумма компенсации не может превышать размеры суточных, установленных законодательством для возмещения расходов при служебных командировках как в пределах Республики Беларусь, так и за границу.
Предельный размер компенсации определяется на основании размеров суточных при проезде:
- в пределах Республики Беларусь, установленных в приложении 1 к Положению[1];
- за границей, установленных в приложении 2 к Положению.
Компенсация выплачивается за календарные дни, в которых работник находится в другой местности, в том числе за календарные дни проезда к месту выполнения работы и обратно. При этом выплата компенсации не производится за дни, в которых работник не осуществляет поездки за пределы населенного пункта, в котором располагается наниматель.
Например, работник, которому установлена постоянная работа в пути, выехал за пределы населенного пункта, где находится постоянное место работы, в период с 2 по 15 декабря 2024 г. (14 календарных дней). Следовательно, компенсация выплачивается за 14 календарных дней, в том числе за выходные дни.
За период прогула без уважительных причин, отсутствия на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей, выплата компенсации не производится.
Например, работник находится на вахте в период с 2 по 15 декабря 2024 г. (14 календарных дней), включая дни проезда к месту выполнения работы. 9 декабря 2024 г. зафиксирован прогул без уважительных причин. Следовательно, компенсация выплачивается за 13 календарных дней.
При наступлении у работника временной нетрудоспособности в период его нахождения в другой местности компенсация выплачивается в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению работы или вернуться обратно.
Работникам, которым установлены разъездной или подвижной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянная работа в пути, работа вне места жительства (полевое довольствие), устанавливать надбавку вместо компенсации не допускается.
2. В Инструкции закреплено, что под другой местностью понимается территория, расположенная за границами населенного пункта, где находится постоянное место работы работника.
В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 19 ТК одним из обязательных условий трудового договора является место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу.
Справочно. Согласно пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Таким образом, направление работника в другой населенный пункт по отношению к месту работы, указанному в его трудовом договоре, будет являться основанием для выплаты компенсации.
Например. Водитель, у которого рабочее место находится в г. Минске, ежедневно выезжающий на склад, расположенный в Минском районе, вместо оформления служебной командировки может быть установлен разъездной характер работы. При этом если водитель осуществляет поездки только внутри населенного пункта, в котором располагается наниматель (г. Минск), то такому работнику разъездной характер работы не устанавливается.
3. Возмещение расходов по найму жилого помещения осуществляется по фактическим расходам на основании подтверждающих документов, но не более размеров возмещения расходов по найму жилого помещения, установленных законодательством для работников, направляемых в служебные командировки:
при временной остановке в пути следования;
если в месте выполнения работы работнику не предоставляется бесплатное жилье, и он не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства.
Справочно. Нормы возмещения расходов по найму жилого помещения командированным работникам регулируются пунктами 15 и 16 Положения.
При ежедневном возвращении работника к месту жительства и (или) однодневных выездах за пределы места постоянной работы возмещение расходов по найму жилого помещения не производится.
При отсутствии подтверждающих документов по найму жилого помещения норма о возмещении расходов в размере от 5% до 20% от размеров, установленных для возмещения этих расходов, для работников, направленных в служебную командировку, не применяется.
4. Расходы по проезду работникам, направленным в другую местность, возмещаются только на основании подтверждающих документов в порядке и размерах, установленных законодательством для работников, направляемых в служебные командировки.
Справочно. Нормы возмещения расходов по проезду командированным работникам регулируются в главе 2 Положения.
При отсутствии проездных документов (билетов) норма о возмещении расходов по проезду в размере 0,1 базовой величины в каждую сторону, установленная для служебных командировок, не применяется.
5. Нанимателю предоставлено право предусмотреть в локальном правовом акте организации выплату авансового платежа для оплаты найма жилого помещения, по проезду к месту выполнения работы и обратно, в счет выплаты компенсации (пункт 12 Инструкции).
Таким образом, наниматель может в локальном правовом акте предусмотреть выплату авансового платежа в счет выплаты компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), для оплаты стоимости жилья, проезда, а также срок выплаты такого аванса.
[1] Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 (Положение)
Инструкцией «О порядке обращения за пенсией и организацией работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 08.07.2019 № 35 определен порядок обращения за пенсией.
1. Обращение за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) по форме согласно приложению 1 (далее, если не установлено иное, - заявление) и необходимых документов, предусмотренных перечнем документов, необходимых для назначения пенсий, согласно приложению 2, в управление лично гражданином или через представителя (далее, если не установлено иное, - заявитель).
2. Заявление подается непосредственно в управление по месту жительства гражданина, подтвержденному регистрацией по месту жительства. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность обратившегося за пенсией.
Заявление может быть направлено в управление посредством почтовой связи. В этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов, кроме копии документа, удостоверяющего личность, должны быть нотариально удостоверены.
3. Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.
Если обратившемуся за пенсией отказано работодателем в представлении к назначению пенсии, он может подать заявление непосредственно в управление.
4. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Республики Беларусь, подают заявление в управление по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, где они зарегистрированы.
5. Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица подает его законный представитель в управление по месту жительства законного представителя. При этом законный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие его полномочия.
В случае раздельного проживания родителей (усыновителей, удочерителей) несовершеннолетнего лица заявление принимается управлением по месту жительства родителя (усыновителя, удочерителя), с которым это несовершеннолетнее лицо проживает.
6. Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица, находящегося в организации, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, подается организацией в управление по месту нахождения организации.
Организация, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего или недееспособного лица, представляет документы, подтверждающие ее полномочия.
7. Несовершеннолетний, приобретший в соответствии с законодательством дееспособность в полном объеме, вправе обратиться за пенсией самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
8. Граждане, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, подают заявление в управление по месту нахождения исправительного учреждения, лечебно-трудового профилактория через администрацию этого учреждения.